Наука, как творчество, во все времена была связана с эстетическими переживаниями. Эстетическая сторона и прагматизм в науке имеет особое значение, так как по эстетическим критериям с определенной ясностью отделяют науку от псевдонауки. Также данные понятия могут служить определенной шкалой оценки значимости научных исследований. Но давайте попробуем разобраться, почему так происходит? Эстетика в науке представляет в науке особый интерес, а ее проблематика далека от своего решения. Современные философы относят понятие эстетики к искусству. Но почему эстетическое содержание в научных изысканиях (творчестве) или других видах деятельности человека, которые не связаны с искусством, не берутся во внимание? Эстетическое воспитание в первую очередь касаются художественной литературы, изобразительного искусства, но мало раскрывается красота научных и технических построений, а также неэстетическая оценка человеческого поведения. Конечно, такой подход, не в полной мере влияет на процесс воспитания.
Окружающий нас мир имеет сложное строение. Понимание мира позволяет человечеству значительно упростить его. В древние времена человек, наблюдая за грозой, считал, что это действия Бога. В те времена «минимальную программу» давала религия. В эпоху Возрождения данную функцию выполняет наука, в обязанности которой входило объяснение природных явлений. Альберт Эйнштейн писал об этом: «Цель теоретической физики должна состоять в том, чтобы понятно объяснить явления с минимальным использованием логически независимых гипотез».
Наш соотечественник, Л.Д. Ландау, говорил о теоритической физике, как о науке, которая направлена на нахождение новых связей между явлениями, которые удалены друг от друга. Это и является понятием простоты, поиском минимальной системы, которая объединяет разные физические явления.
Определение сложности указанным способом, позволяет ученым приблизиться и создать минимальную программу, которая является общей и закономерно для ряда явлений. Поэтому можно предположить, что данное нахождение и является основным эстетически значимым моментом научных изысканий. Существует простая форма, которая описывает эстетику науки:
Эстетическая значимость = Наблюдаемая сложность / Минимальная программа.
Если привести к численным значениям правую сторону формулы, то показатели числителя и знаменателя представлены в битах – единицах, которые представляют количество информации. Под минимальной программой подразумевается минимум информации, так как в процессе научных изысканий отсекается избыточная информация, которая создает наблюдаемую сложность.
Давайте попробуем рассмотреть данную формулу на примере. Одним из классических примеров возрастания эстетической ценности научного обоснования – это картина мира. С давних времен человек обратил внимание, на то, что планеты на небосводе движутся по сложной траектории. Например, существует геоцентрическая модель Птолемея, которая стала основой упрощённой программы сложных на первый взгляд движений Небесных Тел. В этой теории присутствуют эпициклы. В то время данная программа позволяла увидеть маршрут движения планет, предсказать солнечное или лунное затмения, что было значимо в познании мира. Также существует гелиоцентрическая система Коперника, которая не использовала эпициклы. В дальнейшем Кеплер представил законы движения планет вокруг Солнца, а далее Ньютон дал человечеству закон тяготения, который объясняет процесс движения планет, а также падение яблока на поверхность земли. Как не странно законы Кеплера были следствием закона тяготения. И теория относительности Эйнштейна смогла дать ответы на вопросы, касающиеся движения Меркурия вокруг Солнца. Данная теория Эйнштейна объединяет движение планет в единой системе представления о пространстве, времени и тяготении.
Гелиоцентрическая система Коперника.
Надо отметить, что эстетическая ценность имеет свойство изменения в процессе развития науки. Эти изменения ценны для научных историков, но не для современной науки. К примеру, эпициклы Птолемея перестали иметь перекрестные траектории после открытия Коперника. И поэтому теория Птолемея перестала иметь минимальную программу.
Давайте рассмотрим работы известного физика Фарадея, который раскрывает единство различных сил в природе. Данный ученый сумел открыть секреты взаимодействия электричества и магнетизма, а именно, электромагнитную индукцию. В дальнейшем его работа имело фундаментальное значение в создании динамо-машины.
Последователем Фарадея стал Максвелл, который построил математическую теорию электромагнитных явлений, которые представлены в довольно лаконичных формулах. Это следующий шаг в минимизации описания физических явлений и повышения эстетической значимости.
Определение простоты и сложности имеет эстетический смысл и важное творческое значение на пути научного познания. После теории Максвелла пришло открытие радиоволн Герцем, которые дали возможность Попову в создании теорий радиофизики.
Давайте рассмотрим эстетическую значимость в науке из слов известных ученных. Мы приведём несколько примеров.
Эйнштейн говорил о побуждении к занятию наукой: «…необходимо простым и более доступным способом описать картину мира… Таким занятием может заниматься поэт и писатель, художник и скульптор, философ и естествоиспытатель, но каждый по-своему». Наука приближена к искусству, а также имеет эстетическую сторону, что обусловлено созданием «простой и ясной картиной мира».
Ньютон весь в научной работе. Карикатура.
Эйнштейн о Планке говорил: «требование к художественности является основным фактором его творчества». «Книга Планка имеет ясное и последовательное представление введение в проблематику излучения, чтение которой доставляет неописуемое эстетическое удовлетворение».
Давайте вспомним другого известного ученого – Дирака, который считал эстетику первостепенной в научном творчестве. Он говорил, что эстетика является высшим критерием научной истины.
Наука – это сочетание логического и интуитивного. Логика без интуиции не в состоянии создать ничего нового и способна выявлять информацию, которая содержится в исходных источниках. Без интуиции не существует творчества.
Существенное различие между наукой и искусством содержится в проблеме профессионализма. Дилетантский подход и любительские взгляды в науке недопустимы в науке, так как здесь необходимы глубокие познания и профессионализм. Эйнштейн говорил: «Я верю, что может существовать с одной стороны талант, а с другой – высокая квалификация». Отсутствие профессиональных качеств и квалификации у ученого приводит к формированию псевдонауки и антиэстетических работ.
Основное отличие эстетической науки от эстетики в искусстве состоит в том, что для оценки красоты научной работы необходимы определенные знания, так званная научная подготовка, минимальный тезаурус или запас определенной информации. Например, чтобы осознать описание уравнений Максвелла, необходимо иметь представление о явлениях, которые они описывают, а также понимать введенные обозначения и понятия.