22  апр
Аристотелева наука
 (голосов: 9)
Написал vharhenko в категорию Философия

Аристотелева наука
Если почитать труды Аристотеля, то там не встретишь прямого слова «наука», которое означает «учить» (глагол), но в них есть замена древнегреческими аналогами – знание («эпистема»), размышление («дианойа»), мудрость («софиа»). Все эти слова сводятся к одному и тому же. Например, одним из основных признаков мудрости является способность учиться или как упоминает Аристотель – научать. Он говорит: «более мудрый во всяком учении (эпистеме) – человек способный научать» (источник – Метаф III, 2), из чего мы видим, что «мудрость» и «знание» по Аристотелю это и есть эквивалент слова «наука».


Что принимал за науку Аристотель – общие знания или знания научные? Изучая его высказывания, мы пришли к выводу, что Аристотель считал не всякое знание научным и не любое научное знание – «эпистеме». Аристотель утверждал, что чувственное знание является ошибочным, так как ни какая научная теория не должна основываться на чувственном восприятии. Он говорил, что наука – это, прежде всего, знания, которые выходят за пределы чувств. Этим Аристотель не имел экспериментальную сторону науки, а рассуждал о мышлении, которое не должно быть ограничено границами чувственности.


Заблуждение Аристотеля базировалось на утверждении о науке, которая находится в сфере размышления и не имеет опытно-экспериментальной стороны. По его словам обучать умеет наука, которая изучает причины (Метаф I, 2, c.21): «Любое познание рассудка, или любое участие рассудка в процессе познания различных причин или начал, может происходить с большей или меньшей точностью». (VI, 1, c. 107).


Аристотелева наука


Также Аристотель утверждает, что существует и максимум науки, когда происходит процесс познания рассудком не с большей или меньшей точностью, а с абсолютной. Об этом Аристотель упоминает в «Этике», где разделяет на две части разумную душу: «эпистемикон» и «логистикон». Первая часть охватывает необходимое, а второй предоставлено право выбора.


Давайте возьмем другой труд Аристотеля «Метафизику», где он разграничивает понятие «искусство» («технэ») с наукой, но между ними нет существенных отличий: наука («эспистеме») и «искусство» («технэ») имеют способность познания общего через причины, но некоторые социальные отличия все-таки имеются. Аристотель утверждает, что наука не служит на пользу обществу, а искусство покорный его слуга. Искусство способно служить ради выгоды или пользы, а наука удовлетворяет только себя, то есть знание ради познания. В науке проявляется мудрость для собственного блага, а не та, которая извлекается в пользу чего-то. В остальном искусство не имеет отличия от науки: оно выше чувственности, предлагает человеку знания о причинах и способно научать. Аристотель считает искусство наукой в ее практическом применении.


Аристотелева наука

Не стоить забывать, что Аристотель проживал в Древней Греции, в которой еще существовало рабство. Поэтому в тот период он не мог соединить в целое теорию с практикой и с призрением относился к любому физическому труду. Его идеалом была созерцательный образ жизни. Наверное, отсюда и пошло выражение, которое часто упоминается в современной жизни: «Люблю наблюдать, как горит огонь, как течет вода, а больше всего, как работают другие». Материальное производство для Аристотеля – это третьесортное занятие. Данное занятие ниже не только научных познаний и искусства, так как это понятие из области приобретения опыта. В свою очередь ремесленники называли философов предметами, в которых нет души. Сами же ремесленники могли передавать навыки, но не знания.


Поэтому можно сделать вывод, что наука имеет отличие от искусства не по гносеологическим причинам, а по социальным. Наука требует доказательной базы, так как она направлена всеобщее и необходимое. Пытаясь познать причину, она способна сочетать единство приобретённых знаний со степенью их подчинения. Как нам известно, любая наука имеет свой предмет. Разные науки не сводимы в единое целое и не существует общей науки. Поэтому Аристотель представляет науку, как сложную систему.


Аристотель даже попытался разделить на три рода науку: творческую, практическую и теоритическую. Если прочитать книгу «Метафизика», то можно обнаружить следующее: «Любое мышление устремлено к деятельности, либо к творчеству, либо носит творческий характер» (VI, 1, с. 107). Но тут появляются отличия в деятельности и творчестве, так как творчество не может состояться без деятельности.


Вернемся к «Этике», где разумной душе предписано право выбора какого-либо поступка, который имеет направление не на необходимое, а на действие, которое не имеет отношение к обходимому. Оказывается наука вполне может иметь дело с необходимым. Если вспомнить, Аристотель разделяет науку и искусство, как основные занятия человеческой творческой деятельности, то тогда, что он называет творческими и практическими науками. Выяснилось, что данные направления науки по Аристотелю не являются ее составляющими. Искусство требует не аподиктических знаний, а диалектических. Поэтому воспринимать рассуждения Аристотеля про теоритические, практические и творческие науки, следует с понимание различий между предметами в отношении ценностей с точки зрения наличности. К примеру, размышления, которые имеют направление на творчество и на деятельность, не имеют научной направленности, как теоритическое размышление, направленное на необходимое.


Основной проблемой Аристотеля в разграничении творчества и деятельности было его узкое видение деятельности.


Деятельности и творчеству Аристотель противопоставляет теорию. По его мнению, это «созерцание», что отдаляет теорию от практики. По трактовке Аристотеля теория – это не то, что мы привыкли подразумевать под этим понятием, а именно – созерцание или умозрение. Поэтому теоритическая наука по Аристотелю – это наука созерцания, отдаленная от опыта и от производственной необходимости человека.


Наука и философия – что это? Представление о науке и философии можно рассматривать в их генетических составляющих. Первым появилось «искусство», которое удовлетворяло потребности насущных дней, потребности в удовольствиях, а только потом появился досуг. Наука является предметов наилучшего время провождения. Философия, как наука проявляется в удивлении и открытии причин, которые сменяют состояние удивления. Философия имеет влияние на другие ветки науки, так как без философии нет рассуждений и споров, а без споров не рождается истина.


Комментарии (0) Просмотры: 5696

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.