Еще в XIX столетии люди выдвинули идею измерения человеческого разума. В то время люди считали, что на Земле проживает определенное количество слабоумных, столько же гениев и остальное человечество имело умственный потенциал примерно одинаковый. Правда, такое суждение относилось только к европейским расам. Африканцы и другие «дикие» народности считались менее развитыми. Достижения человечества принято было считать, как плод трудолюбия, стремления воплощения желаний и во многих случаях религиозности.
Технологический прогресс XVIII – XIX веков не мог обойтись без научно обоснованного измерения умственного потенциала человека. В этот период появилась генетика и теория Дарвина (1859), что побудило исследователей объединиться в поиске физических и генетических факторов, которые влияют на умственные способности человека.
Так появилась новая наука – френология, которая описывает характеристики и интеллектуальные способности человека по размеру и форме головы. Некоторое время данная теория пользовалась особой популярностью. В дальнейшем ученые проводили множество экспериментов, и все постулаты френологии были опровергнуты. Однако эта наука положила начало изучению человеческого интеллекта. Френологи считали, что разные доли мозга отвечают за различные функции. Например, Френсис Голтон, ученый из Англии, считался ярым поклонником френологии, и по его мнению генетика имеет определенное влияние на умственный потенциал человека. Он считал, что обучение не влияет на умственный потенциал человека, так как он зарождается генетическим путем. Голтон предлагал проводить эксперименты в генетике, чтобы вывести высококачественного человека. Такая теория в свое время была взята нацистами.
Джеймс Котелл, который являлся учеником Голтона, предложил использовать наиболее систематические способы определения размера интеллекта и ввел понятие «интеллектуальных экзаменов», которые были названы тестами. Но и этот способ определения интеллекта потерпел фиаско, так как было доказано, что «интеллектуальные экзамены» не могут определить умственные способности человека.
Одновременно с Котеллом во Франции психолог Альфред Бине разработал свои тесты для определения умственных способностей детей, чтобы сделать разграничение «способный» и «отсталых» детей. Эти тесты пользуются популярностью и в наше время. Они имеют название IQ тесты (IQ test, IQ – intelligence quotient – коэффициент интеллекта). Тест был основан не на определении индивидуальных способностей ребенка, а на проценте его способностей по сравнению с его сверстниками. Средней оценкой IQ является значение 100 (для пятилетнего ребенка), а уже в шестилетнем возрасте это значение IQ приравнивалось к 120. Результаты IQ тестов разделяются на несколько групп. Самые высокие оценки IQ=140…150 баллов, и это означает, что человек гениален. Значение IQ=110…140 баллов описывает человека с высоким уровнем интеллекта. Значение IQ=90…110 – это средние умственные способности. Все что ниже 75 говорит о том, что человек отстает в развитии умственно.
IQ тесты стали популярными по всему миру. Существовали и курьезные случаи с IQ-тестированием. Так в 1916 году в США один из заключённых, который был приговорен к смертной казни, после прохождения теста на IQ, был отправлен в санаторий. Так как правительство решило что человек, имеющий детский IQ не в состоянии отличать хорошие поступки от плохих. Уже в 1917 году IQ-тесты проводились в американской армии для классификации умственных способностей солдат.
Хоть репутация IQ тестов и ослабла в 70-е годы прошлого века, они остаются популярными и по сегодняшний день. Так как люди самостоятельно могут пройти их дома при помощи интернета и узнать свои интеллектуальные способности.