15  мар
Метафизика, трактовка Платона и Аристотеля
 (голосов: 26)
Написал vharhenko в категорию Философия

Метафизика понятие, которое имеет разную трактовку в зависимости от исторического периода. В данной статье мы хотели немного обсудить это понятие и увидеть его глазами Платона и Аристотеля. Зарождение метафизики, как термина, носит искусственный, даже случайно фактуальный характер.


Со временем метафизика наполняется содержанием и уже не зависит от случайных фактов. Аристотель обозначил «метафизику», как колыбель философских наук или же учением об основных направлениях познания мира. Данная трактовка выходила за пределы непосредственно наблюдаемого, а также включала в себя учения о вне- и доопытном знании. Считается, что первым метафизиком был Платон, который отрыл сверхчувствительное, метафизическое измерение бытия. Такое познание мироздания было новым направлением в философии.


Метафизика, трактовка Платона и Аристотеля
Идея сверхчувствительного и надфизического пространства реальности появилась благодаря Платону, который поставил вопрос: могут ли являться физические и механические явления завершающими или они сущность сопричины, которые сопутствуют более высоким причинам? Если отвечать на данный вопрос со стороны натурфилософии, то механические и физические причины являются конечными, а Платон убежден, что по сущности мезаническим и физическим может быть нечто немеханическое и нефизическое. Например, объяснение понятия красоты или «прекрасного» не может ограничиваться только описанием физических показателей – цвета, формы и т.д., ведь следует подняться разумом до осознания, что является прекрасным. Сверхчувствительность плана бытия опирается на мир идей, которые могут существовать в себе и для себя в иерархической форме, составляя подлинность бытия. Вершина мира – это идеология Блага, которое совпадает с Единым, где Единое – это принципиальная линия бытия, истины и ряда ценностей. Считается, что мир умопостигаемого – это причина мира чувственного.


Умопостигаемый мир вечен, он всегда присутствует, чувственный мир же существует в пространственно-временном измерении, это динамичный образ вечности, которая строится на идеал великого в малом. Это подобно суждению, что было, есть и что будет. Чувственность характеризуется движением, веянием времени и порождается в небесах или в космосе. Многие философы считают, что чувственность является зерном, зарождающим космос, а чувственный мир сравнивается с триумфом умопостигаемого над слепой потребностью материи. Человек в период познания мира, начинает вспоминать, активировать ячейки памяти, которые хранят информацию в глубинном сознании, а именно, то, что когда-то прибывало в мире идей и принято человеком в определенной степени своей идеальности. Платон утверждал, что бессмертные души рождаются на земле по несколько раз и они вступают в контакт с миром чувственности, что позволяет им извлекать из себя истину, не забывая о реальности, доступной им и по ту сторону и по другую.


Таким рассуждением Платон разрешил существующую проблему познаний и приближения мира идеальных сущностей. Платон считает, что математическое умножение – это низкая степень умопостигаемого, при помощи его мир хаоса чувственности приобретает порядок. Он считал, что математические сущности являются промежуточными между идеями и вещами. В реальном мире не существует идеальных геометрических фигур, а внутри человека они есть, так как этот зазор является не субъективным, он предшественник индивидуальности и жизненного опыта. Чувства способны поставлять несовершенные данные, но при подключения разума все приобретает определённую форму и порядок. Так и возникла платоновская теория о однопорядковой природе души и тела, а также наличия двух субстанций – видимой и невидимой, при этом высшей принято считать сверхчувствительную душу, а тело оболочкой, в которой хранится душа. Платон утверждал, что высший смысл человеческой жизни – это понятие идеи Блага для души.


Понятие идеи по Платону означает видимую сторону вещей, в дальнейшем это понятие обрело значение внутренней сущности вещей. Второе обозначение прочно укоренилось в метафизическом языковом обращении. Платон был сторонником метафизической структуры вещей. Он часто использовал в своих объяснениях такие слова и словосочетания – субстанция, сущность вещей, природа, действительная реальность вещей. Платоновская теория целостности представления о Едином как принципе бытия, познаний, истины, определенности и совершенства, субстанций и идей. Также Платон не забыл упомянуть о Диаде как принципа множества, дуальности и неопределенности.


В своей работе «Истина и метод» Г.Г. Гадамер сказал, что историю метафизики можно писать сравнивая с историей платонизма. На ее страницы можно вписать таких философов, как Платон, Агустин, Лейбниц, Кант, Гегель и других. Но также следует отметить, что западная мысль не смогла продвинуться дальше теории субстанции в традиционной метафизике. Самым первым, кто воспринял и развивал идеи Платона, стал Аристотель.


Метафизика, трактовка Платона и Аристотеля
Метафизическая теория Аристотеля отличалась от платоновской, так как здесь присутствуют разные плоскости интересов. Аристотель нормально воспринял системный подход, но отбросил платоновскую мистико-религизно-эсхатологическую структуру. Он создал свою философскую теорию в метафизике и при этом, обратившись к эмпирике, опыту без научного обоснования – полагаясь на очевидность и риторические доказательства. Аристотель разделил науку на три раздела: теоретический раздел ведет поиск информации ради познания; практический раздел познает с целью морального усовершенствования; продуктивный раздел производит различные предметы. Считается, что самыми ценными являются теоретические науки: метафизика, физика, математика и психология. Философия физики по мнению Аристотеля можно отнести ко второй философии, так как первая философия изучает надфизическую реальность. Метафизика Аристотеля объединила в себе высказывания и идеи основных философов античности, что позволило обозначить четыре главных направления: изучение первопричин (высших начал), познание термина бытия, наука изучающая субстанции и познание божественной сверхчувствительной субстанции. Метафизику Аристотель обожествлял, как одну из возвышенных наук, которая не имеет связи с материальными потребностями и не преследует цель разрешения практических задач.


Аристотель разделил первопричины на 4 типа: формальные причины, материальные причины, действующие (движущие) причины, финальные причины. Аристотель не отвергал происхождение сверхчувствительного характера идеи, которую выдвинул Платон, но немного с ней не согласен. Аристотель утверждал, что умопостигаемое – это обрамление чувственного. Он противопоставил идеям Платона его любимые формы. Аристотель считал, что отделенные от мира вещей идеи не могут быть основой существования вещей, а тем более быть причиной их познания. По его мнению именно форма может быть информационным источником, который облагораживает материю, она неотъемлемая составляющая вещей. Форма имеет свою суть – наметки разумного в чувственном.


Бытие по Аристотелю может иметь различное смысловое значение. Каждый смысл должен иметь связь с целым, то есть иметь структурное соотношение с субстанцией. Он говорил, что все бытийное является субстанцией или ее проявлением. Чтобы сделать классификацию бытия системной, Аристотель предложил ввести 4 группы основных характеристик бытия: бытия как категории, бытия как проявление потенции или акта, бытия как акциденции и бытия как истины, а небытие классифицировать как ложь. Он создал модель, в которой все смыслы бытия вращаются вокруг субстанции, а материя и форма композитно соединены в индивидуальное начало, объединяющие разные полюса. Аристотель считал первой субстанцией форму (бытийную суть) всякой вещи. Поэтому по Аристотелю принято считать сильным смыслом бытия – субстанцию, а самым сильным смыслом субстанции является форма. По этому и возникла такая теория, что душа человека – энтелехия тела, а Бог – это чистая энтелехия.


Напоследок хотелось бы обсудить понятие сверхчувственной субстанции по Аристотелю. Он утверждал, что первичная реальность – это субстанция, последующие этапы зависят от ее самой, так как не сотворенные понятия времени и движения являются вечными процессами. Первоначало обеспечивает эту вечность, так как в силу некоторых причин подвижное должно быть вечным и неподвижным, то есть лишено потенциальности, только чистота акта, которая свойственна сверхчувствительной субстанции, способна быть неподвижным двигателем, который приводит в движение все остальное.Такой акт превосходит все существующие со стороны антологического и логического мышления, так как существование вечного остается всегда актуальным. Напрашивается вывод, что мир является вечным, а космический хаос, как результата чистой потенции не было, так как хаос как потенция не может быть зародышем актуального мира. Бог является воплощением чистой энтелехии, которая притягивает к себе вселенную и мир в таком состоянии, какой он есть. Разум Бога направлен на мышление о мышлении, в нем объедены процесс понимания и предмет понимания, а также его миссия - это осознание самого возвышенного и благого. То есть Бог по Аристотелю не тот, который создал мир, это мир с его очарованием является Богом.


В заключение хочется отметить, что Платон и Аристотель являлись гениями античности, которые придали определенную форму системам важнейшей методологической установки.


Комментарии (0) Просмотры: 18428

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.