18  апр
В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга»
 (голосов: 11)
Написал vharhenko в категорию История

Как известно с истории, 28 апреля 1942 года из порта в Мурманске вышел конвой QP-11, который состоял из тридцати грузовых кораблей, охраняемых шестью эсминцами, четырьмя сторожевыми кораблями и боевым траулером. Флагманом данного конвоя выступал британский крейсер «Эдинбург», на котором находился контр-адмирал Бонхем-Картер. На первые сутки плаванья ничего необычного не произошло, но на вторые была замечена вражеская разведывательная авиация. По приказу немецкого командования на ликвидацию охраны конвоя были брошены несколько субмарин, что должно было обеспечить беспрепятственный подлет авиации с торпедами для потопления грузового транспорта.


В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга»


Крейсер «Эдинбург», который перевозил золото в 1942 году из Мурманска.


Немецкая субмарина U-456 на перископной глубине обнаружила «Эдинбург» уже 30 апреля 1942 года и в пятом часу вечера атаковала крейсер. Корпус крейсера содрогнулся от мощного взрыва со стороны правого борта на уровне кормовой башни. Но за первым взрывом последовал и второй, который и решил судьбу крейсера «Эдинбург» - он остался без винтов, рулевого управления и мог двигаться со скоростью 3,5 узла. Контр-адмирал Бонхен-Картер вызвал на помощь эсминцы «Форсайт» и «Форстер» и решил идти обратно в Мурманск, бросив конвой.


В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга»


В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга»


Немецка субмарина U-456, которая атаковала эсминец "Эдинбург"


Чуть больше суток прошло после встречи с гитлеровской субмариной, как на горизонте появились силуэты немецких эсминцев. Начался бой. Неповоротливому «Эдинбургу» удалось потопить залпом носовых орудий вражеский эсминец «Z-7», но его тоже достала торпеда уже по левому борту. Также пострадал от торпеды «Форстер» потеряв управление, а «Форсайт» остановился от разорвавшегося снаряда в машинном отделении.


«Эдинбург» не мог идти дальше, так как его корпус просто распадаться. К вечеру к месту боя подоспели четыре английских траулера, но их помощи не было достаточно, чтобы спасти эсминец. Контр-адмирал Бонхем-Картер прекрасно знал, что немецкая эскадра, базирующаяся в Норвегии, сможет захватить «Эдинбург» без особого труда. При этом на корабле имелось несколько тонн русского золота, которое предназначалось союзникам, как плата за военные поставки. Адмирал решил эвакуировать экипаж в количестве 800 человек с корабля и затопить «Эдинбург».


О золоте «Эдинбурга» заговорили сразу же после войны, когда некоторые судоподъемные компании захотели поднять груз. Но это было только желание, и сдвинуться с мертвой точки по подъему золота смогли только в 1965 году. В этом году водолаз К. Джессоп точно установил по архивным документам место последнего боя «Эдинбурга», а также уточнил, где хранились золотые слитки на борту корабля. Весной 1981 года в Баренцево море вышло судно, которое обслуживает буровые установки, которое тащило за собой широколопастный гидролокатор, что сканировал морское дно в радиусе 500 метров. При обнаружении большого и подходящего по размерам «Эдинбурга» объекта в дело был пущен узконаправленный локатор, который вырисовал очертания крейсера. Корабль лежал на правом боку и имел огромные пробоины. «Эдинбург» был найден.


В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга»


Корабль «Стефанитурм», который участвовал в экспедиции по подъему золота "Эдинбурга".


Розыскное судно сменил «Стефанитурм», который обслуживает морские буровые. Вокруг «Эдинбурга» были установлены буи-ответчики акустического действия. Данное оборудование снимало показатели силы и направления ветра и передавали на центральный компьютер, который регулировал ход судна, чтобы оставаться точно над крейсером.


В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга»


Барокамера для водолазов.


Под воду опустились профессиональные водолазы, в количестве 12 человек. Среди них были англичане, австралийцы и новозеландцы. Целую неделю до погружения эти люди провели в барокамерах, в которых давление поднимали до 22 атмосфер, а воздух заменили гелиевой смесью. Такую смесь применяют для глубинных погружений. Как только рабочий корабль стал ровно над крейсером, водолазы по специальному шлюзу добрались к водолазному колоколу, который опускается деррик-краном на глубину 270 метров.


Водолазы работали на дне по парам, и каждая из них проводила в кромешной тьме по 4 часа. Джепссон знал, что золотые слитки находятся в отсеке боеприпасов зенитной артиллерии, которая находится под носовой надстройкой. Первоначально водолазы пытались попасть туда через огромную пробоину в боку, но это было невыполнимо из-за большого и хаотического нагромождения ржавого металла в проходе. Тогда решили резать новый лаз под броневой обшивкой в металле толщиной 16 мм.


Но проникнув в погреб, водолазам открылась другая сложная ситуация – нагромождение металлических элементов, снарядов, патронов, которые покрылись толстым слоем ила. Водолазам пришлось с собой осторожностью отсасывать специальным оборудованием ил, выносить и убирать боевые снаряды, и все это под большим глубинным давлением. Работали в абсолютной темноте, только иногда подсвечивали друг другу по очереди. Первый золотой слиток был поднят 16 сентября австралийцем Д. Росси. Впоследствии было поднято 430 слитков из золота весом от 11 до 13 килограмм.


Подняв все золото, корабль отправился в Мурманск, где его ждали советские и английские представители. Джессоп и его команда получили свое вознаграждение, а все золото было разделено между СССР и Англией в соотношении 3:1. Такая пропорция соответствует страховке 1942 года, которая была создана на случай утери золотого груза.


Подъем груза производился в сложных условиях – сильный ветер, который сносил корабль в сторону от точки спуска команды. Мазут из ограничивал видимость на глубине. Вблизи с грузом лежал смертоносный груз в виде ржавых снарядов. Хотя специалисты утверждали, что боеприпасы не должны сдетонировать, все равно чувство опасности присутствовало. В ходе двух экспедиций на поверхность было поднять 5,5 тонн золота, что составляет 95% золотого груза «Эдинбурга». На дне еще остается 5%, а это примерно 300 кг. На сегодняшний день – это самое масштабное обнаружение потерянных сокровищ.


Комментарии (0) Просмотры: 5306
Теги:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.