«Кассини» обнаружил наличие различных радиоволн на орбите Сатурна

«Кассини» обнаружил наличие различных радиоволн на орбите Сатурна
Научно-исследовательский зонд «Кассини» от НАСА недавно обнаружил существенные различия радиоволн, которые исходят из поверхности Сатурна. Такое различие проявляется в период смены времен года и два полушария изменяют периодичность колебаний. Такое сообщение озвучила Лаборатория реактивного движения (JPL).

Радиоволны, производимые Сатурном, в научном мире охарактеризованы как сатурнианское километровое излучение. Впервые его обнаружили в 1980 году при помощи аппаратов «Вояджер», которые раз в год пролетали мимо данной планеты. При помощи показаний данных радиоволн ученым удалось точно определить продолжительность сатурнианских суток – 10, 66 часов. В дальнейшем новые исследования с использованием показаний зондов «Улисс» и «Кассини» показали, что сатурнианское километровое излучение из пары несинхронных компонентов: северного полюса с периодом колебаний 10,6 часов и южного с периодом колебаний 10,8 часов.

Исследуя последние данные, присланные с зонда «Кассини», ученные установили, что периодичность волн полюсов стала «меняться» местами. То есть северные колебания стали нарастать, а южные наоборот уменьшаться. Такое изменение впервые зафиксировано 1 марта 2011 года, что примерно через 7 месяцев после равноденствия на Сатурне.

«На наш взгляд Сатурн ведет себя странно. Мы полагали, что нам удалось разобраться в поведении радиоизлучения на газовых гигантах, так как Юпитер ведет себя куда проще. Если зонд «Кассини» не сделал остановку на орбите Юпитера, то мы и не знали, что эта планета ведет себя странно», - так объяснил результаты руководитель группы радиоисследований зонда «Кассини» Дон Гернетт.

Такие показания замеров зонда дали повод пересмотреть имеющиеся ранее результаты исследований. Самое удивительное, что «Вояджер» и «Уилисс» также засекли подобное поведение радиоволн, но в то время этому никто не придал особого значения. Из показаний «Уилисса» видно период перемены радиоволн начинается в августе – это через 9 месяцев после равноденствия на Сатурне.

Ученые объясняют такое явление не разными скоростями вращения полушарий Сатурна, а скоростными колебаниями ветра на больших высотах. Другая группа исследователь работы зонда выяснили, что магнитосфера Сатурна и его полярные сеяния изменяются подобно радиоволнам. Это происходит с разными периодами и в разных полюсах.

Полярное сияние на Сатурне вызывается потоком электронов в атмосфере планеты, а на радиоволны имеет воздействие магнитного поля. Ученые уверены, что такие колебания связаны с изменчивостью «отношений» Сатурна с Солнцем.

По последним данным, 1 января 2011 года, изменение периода радиоволн продолжается и на сегодняшний день составляет: северный полюс – 10,71 часов, южный полюс – 10,54 часов.