Многие из нас в детстве летали во сне. Вот и Рэя Ли никогда не покидала мечта - подняться в воздух. А его воплощение мечты, ранец JetLev, нашел много поклонников.
Созданный Рэем ранец весит 14 кг, а длительность полета составляет около 2 часов. Производство ранца на продажу началось летом 2009 году и уже многие имеют эту машину для полетов. Но как же пришла идея создания такого необычного летательного аппарата? Рэй, отвечая на этот вопрос, всегда вспоминает детство и свои полеты во сне. Одним из знаменательных моментов Рей называет просмотр фильма «Шаровая молния» (1965 г.), в котором главный герой летает при помощи ракетного ранца. Этот фильм подтолкнул Рэя к сбору всей существующей информации о ракетных двигателях и ракетах. Но расчеты летательного аппарата в школьные годы не привели к желаемому результату, и он решил отказаться от этой затеи.
Школьник Рэй Ли, рассчитав массу аппарата, увидел, что ранец будет сильно тяжелым, а продолжительность полета будет недостаточной. «Я разочаровался, - рассказывает Рэй, - но мечту тяжело уничтожить и она осталась в моем сердце».
Рэймонд Ли изобрел ранец JETLEV. Проживает в Канаде, город Ньюфаундленд. Его мечта - парить над водой как чайка, осуществилась. Он поделился своей мечтой со многими людьми.
Эра ранцев.
Рэй в школьные годы, отнеся к своим расчетам с определенной долей скептицизма, хотя они оказались правдоподобными. В 60-е годы прошлого века человечество сделало много знаменательных шагов, которые были началом новой технической эры. Тут и первый полет в космос и первая высадка на Луну. Был также изобретен ракетный пояс, в котором многие видели задатки транспортного аппарата будущего.
Американские ученые по заказу Пентагона вели разработки и испытания различных моделей ракетных ранцев. Энтузиазм по созданию ракетного ранца проходит вместе с уходом из жизни главного разработчика данной идеи, Уэнделла Мура (умер от сердечного приступа в 1989 году). Так американцам и не удалось продлить длительность полета ракетного ранца (модели Мура могли продержаться в воздухе 20 секунд). А система управления этими летательными аппаратами требовала определенных навыков.
Но дело Мура не умерло, и были другие ученые, которые пытались создать летательный аппарат с ракетными двигателями в виде ранца. Например, изобретатель из Мексики Хуан Мануэль Лозано, который сконструировал ракетный ранец способный продержаться в воздухе 30 секунд. Немного не рассчитал, и ты летишь вниз. В лучшем случае получишь ушибы и ссадины.
Другие изобретения.
То, что изобретения ракетных ранцев не приносило желаемого результата, не могло не заставить новые умы включиться в реализацию данной идеи. В Советском Союзе в конце 60-х – начале 70-х годов ученые занимались разработкой проекта, который касался лунных поселений. В рамках этого проекта велись разработки ракетного ранца, который в условиях низкой гравитации и невысоком сопротивлении на Луне, позволял бы космонавту преодолевать 30-километровое расстояние. И с этой задачей он бы справлялся за несколько минут. Скорость полета при помощи такого ракетного ранца составляла бы 350-400 км/ч. Но проект по созданию лунного поселения так и не был реализован.
Создатели ракетных ранцев ни как не могли решить вопрос с увеличением длительности полета. Для того чтобы это сделать, необходимо увеличить количество топлива, а это лишние баллоны. А соответственно, при увеличении количества баллонов, увеличивается масса самого летательного аппарата. Если масса увеличивалась, необходимо было увеличить тяговую силу ракетных двигателей, что опять же увеличивало расход топлива. Ученые уперлись в стену.
Но если вернуться к разработкам Уэнделла Мура в 1965 году, то становится ясным, что его одна из моделей могла продержаться теоритически 25 минут в воздухе, а при испытаниях продемонстрировала 5 минутный полет. Эта модель имела большой вес, и управлять ее должен был профессионал. Ракетные ранцы, даже современные - с меньшей массой и упрощенной конструкцией, не смогли произвести техническую революцию в данной области.
Существует и альтернативное решение – вертолетные ранцы. Недавно в США был создан ранец Martin Jetpack, который имеет два подъемных винта. Такой аппарат будет стоить приблизительно около $ 100 000 и сможет осуществлять полет на одной заправке около 30 минут. Безопасность такого летательного аппарата остается под вопросом.
И только изобретение Рэя – JetLev можно назвать самым безопасным.
И только изобретение Рэя – JetLev можно назвать самым безопасным.
Вертолетный рюкзак Martin Jetpack.
Как был создан JetLev.
В 2000 году Рэй Ли прогуливался со своей семьей в окрестностях Ньюфаундленда и увидел на одном из озер фирму, которое предлагала на прокат гидроциклы. Он с семьёй прекрасно провел время, катаясь на этих водных мотоциклах. Но что привлекло внимание Рэя, во время катания на таких машинах? Он обратил внимание, что данная техника работает за счет потока воды, выбрасываемого мощным водомётом. После этого Рэя осенила идея - использовать водомет для поднятия человека в воздух.
Произведя расчёты, Рэй выяснил, что идея неплоха и может осуществиться. И он приступает к созданию водометного ранца. Первые созданные эскизы ранца показывали, что он будет состоять из бака для топлива, водного насоса, опущенного шланга для забора воды. Но в процессе доработок и трансформаций ранец приобрел совершено другую конструкцию. Он имеет массу 14 килограмм и не отяжелен двигателем и баком для топлива. Модель ранца имеет только ручки управления и водометные сопла. Все остальное – бак для топлива, мотор водомета и заборный шланг находятся в легкой лодке. Сам ранец и силовая установка соединены гибким шлангом.
Скептики, говорили Ли, что с такой конструкцией ранца добиться стабильного и продолжительного полета не возможно. Рэй верил в успех своего изобретения. Ему пришлось пять раз модернизировать свое изобретение, чтобы добиться стабильного состояния в полете.
Технические характеристики водометного ранца JetLev Flyer 155:
Данная модель весит 14 кг, максимальное тяговое усилие 1900 Н, масса пилота 68 кг. Гибкий шланг, соединяющий ранец и лодку с силовым агрегатом – 10 метров. Максимальная высота полета 8 метров. Длительность полета при максимальных оборотах двигателя – 1 час. Максимальная скорость – 35 км/ч. При умеренных нагрузках полет может продолжаться 1,5 - 2 часа.
Новая модель JF-215 с двигателем в 215 л.с. может развивать скорость 70 км/ч. Как утверждает Рэй Ли его модели в будущем смогут летать со скоростью 80 км/ч и поднимется на высоту до 15 метров. При этом он обещает, что его модели смогут поднимать грузы до 450 кг.
Рекомендуем посмотреть видео про полет над водой, в котором используется рюкзак JetLev: